Зачем я делаю доклады

Lena Volzhina
4 min readDec 19, 2019

--

Введение

За последние полтора года я сделала пять докладов на митапах и конференциях и планирую продолжать в том же темпе. Мне захотелось систематизировать свой опыт и сформулировать, зачем я этим занимаюсь.

https://dilbert.com/strip/1999-03-04

Полтора года назад я не слишком задумывалась о публичных выступлениях. Я делала обязательные доклады в университете и CSC, защитила два диплома и даже участвовала в студенческой конференции. Мне было интересно готовить слайды, придумывать структуру рассказа, смотреть на материал свежим взглядом, находить тонкие места. После доклада я обычно радовалась хорошо сделанной работе, но идеи выступить где-то по собственной инициативе не возникало.

Моё первое выступление было случайностью. В Петербурге запускалась ветка сообщества PyLadies, я опоздала с регистрацией на первый митап, погрустила и решила смотреть трансляцию. Но накануне митапа моя знакомая, которая собиралась делать там доклад, написала мне и спросила, могу ли я её подменить. Моим первым порывом было, конечно, вежливо отказаться. Доклад с нуля, один вечер на подготовку, незнакомая аудитория, что за безумие! Но потом я увидела возможность попасть на интересное мероприятие, вспомнила, что делать доклады весело, и согласилась.

Всё прошло отлично, мой доклад понравился и мне, и слушательницам. Я хорошо провела время на митапе, познакомилась с множеством новых людей, а также получила неожиданные приветы от знакомых, смотревших трансляцию.

Это зарядило меня на новые свершения, и они не заставили себя ждать. Я засветилась в среде организаторов мероприятий, которые стали звать меня выступать. Ещё оказалось, что компания, в которой я работаю, тоже заинтересована в техническом пиаре, и я подготовила два насыщенных доклада для технических конференций.

В результате за прошедшие полтора года я сделала 5 докладов на темы от софт-скиллов до машинного обучения и архитектуры. Сейчас у меня в планах ещё несколько, мне хочется пробовать больше новых тем и форматов. Самое время подумать, зачем мне это всё.

Про мотивацию

Зачем я делаю доклады?

  • Делать доклады интересно и весело. Не для всех это так, но я получаю много удовольствия как при подготовке, так и во время выступления
  • Делать доклады ценно для сообщества. Я получаю много фидбека про интересность моих докладов и пользу от них для конкретных людей. Ещё мне нравится, что я могу влиять на распространенность интересных мне тем. Например, я вижу, что в России на python-мероприятиях мало представлена тема обработки данных и машинного обучения (а это применение языка в прошлом году оказалось более популярным, чем лидирующая до того web-разработка!)
  • Делать доклады полезно для работы. Тут сразу много факторов: и онбоардинг для новых сотрудников, и технопиар, помогающий найму, и повод обновить документацию. К тому же круто иметь в голове общую картину происходящего в сервисе и уметь её внятно описать
  • Делать доклады помогает попадать на интересные мероприятия в статусе докладчицы. Этот статус позволяет сэкономить на билете и поездке, а также может принести классной сувенирки от организаторов и спонсоров конференции
  • Делать доклады приносит пользу личному бренду. Пожалуй, самый эфемерный пункт для меня. Тем не менее, меня часто узнают в профильных сообществах, потому что видели где-нибудь выступление. На крупных мероприятиях чувствую себя увереннее, проще подходить поболтать к другим докладчикам или организаторам. Ещё я веду индекс своих докладов на гитхабе

Конечно, есть в этом деле и сложности. Вот некоторые из них

  • Подготовка занимает много времени и сил, особенно если это технический доклад с нуля. Структура и логика изложения, текст, схемы, смешные картинки, всё это требует внимания. Каждый раз на каком-то этапе я ловлю себя на поиске по картинкам чего-то типа “мемы про структуры данных”
  • Обычно на конференциях, где я выступаю, я мало что успеваю послушать сама. Плюс очень много общения, к концу дня я совершенно выжата
  • Доклад может получиться не очень удачным, и этот опыт становится только неприятнее с увеличением аудитории. А если ещё и видео-запись была, то совсем грустно

Для меня плюсы пока перевешивают минусы. Я хочу пробовать разные форматы, например, провести воркшоп или податься на доклад по новой для себя теме, чтобы в процессе подготовки самой в ней разобраться.

Ссылки

Ниже я собрала ссылки на часть своих докладов.

“Как на основе ML построить гиперлокальный прогноз погоды” @ PyTup 2019

“С чего начать изучение алгоритмов” @ PyLadies Spb #1

“Как подружить физические модели, машинное обучение и производительность продакшена” @ PiterPy 2018

Также я аккуратно сохраняю слайды к своим докладам, притом стараюсь дополнять их заметками докладчика. Это позволяет, во-первых, легко переиспользовать их части, а во-вторых, шарить их желающим, если не было записи выступления.

Например, слайды с шуточного доклада на PyLadies Msk #1:

https://docs.google.com/presentation/d/1qwhmyWV7igqhHAy9a0uLnHqYg0OZVRQxPpnjKKfJThw

P.S.

Если вдруг вам тоже вроде нравится идея о докладе, но боязно пробовать, есть простой путь: найдите сообщество в своём городе, тематика которого вам близка, и просто напишите организаторам. Скорее всего они постоянно ищут докладчиков и будут рады помочь вам с поиском темы и подготовкой!

--

--